Музыка Дао

+7(343) 239-55-22
+7(343) 239-66-91
+7(982) 652-07-09

Путь к здоровью, гармонии, радости

+7(343) 239-55-22
+7(343) 239-66-91
+7(982) 652-07-09

Путь к здоровью, гармонии, радости

В гостях у мастера Лу Чуня

Тайцзи – это наглядное воплощение гармонии во всей ее красоте.
Человек со стороны не сможет понять всей прелести тайцзи.
Только встав на этот путь, можно ощутить его тонкость и глубину
и получить для себя неисчерпаемую пользу.

Репортер газеты «Жэнь Минь Чжоу Кань» Ван Чунь побывал в гостях у Лу Чуня – преемника традиции тайцзицюань стиля Чэнь в 19-м поколении, хуньюань тайцзицюань во 2-м поколении, бацзицюань в 9-м поколении и основателя школы Тайцзи Чаншэ в Пекине.

В одной школе с Джетом Ли

В детстве Лу Чунь занимался боевыми искусствами для здоровья, но потом влюбился в тайцзи и не разлучается с ним всю свою жизнь вот уже более полувека. Он говорит, что настоящее традиционное тайцзи – это тренировка не внешней формы, а внутреннего глубокого содержания. На самом высоком уровне оно является воплощением буддийского сострадания, даосской добродетели и пяти конфуцианских праведных качеств: гуманности, справедливости, этикета, мудрости и доверия. «Человек со стороны не сможет понять всей прелести тайцзи. Только встав на этот путь, можно ощутить его глубину и тонкость и получить для себя неисчерпаемую пользу», – многозначительно и как будто сам для себя отмечает Лу Чунь.

Так оно и есть: тайцзи является неотъемлемой частью традиционной культуры Китая, поэтому оно переняло устоявшиеся с древних времен нормы поведения в обществе и воспитания благородного человека. Если рассматривать способы ведения боя в тайцзицюань, мы увидим традиционный принцип «золотой середины», мировоззрение же тесно связано с уступчивостью и заботой о человеке. Соблюдение устоев боевой добродетели – первое требование для всех практикующих тайцзицюань. И это не просто слова, ею пронизана от начала до конца вся практика тайцзи. Это и добрые взаимоотношения с окружающими, и почитание старших, и уважение к младшим, тактичность, добрые дела и другие принципы боевой добродетели.

В детстве Лу Чунь изучал искусство кулачного боя саньда, и известный актер Джет Ли был его «братом по школе». Они вместе учились у основателя саньда, господина Мэй Хуэйчжи. Но в отличие от Джета Ли Лу Чунь все дальше уходил от практики стандартных комплексов ушу и все больше стремился к естественному и гармоничному тайцзицюань, где практически нет строгих форм, а акцент делается на совершенствовании и тела, и духа.

По ходу встречи мастер выполнял несложные движения, параллельно объясняя, что секрет тайцзи – в преимуществе слабости над силой, а победа достигается не за счет применения грубой силы и даже скорости, а за счет понимания усилия – своего и противника. Таким образом, малая сила способна принести победу. Если человек овладел этим мастерством, то даже в возрасте 80 – 90 лет он сможет дать отпор целой толпе. И никакая физическая сила или выносливость не сравнится с правильным усилием в тайцзи.

Многие люди знают о тайцзи, в то же время оно для них остается загадкой. Знают, потому что оно передавалось из поколения в поколение на протяжении тысяч лет, а загадка – потому что мало кто по-настоящему исследовал и изучал его глубину. Тайцзицюань у многих ассоциируется с показательными выступлениями десятков тысяч людей на площади Тяньаньмэнь, пожилыми людьми в парках, делающими плавные движения, или фразой Дэн Сяопина о том, что тайцзи – это хорошо. Поэтому несмотря на то, что слово «тайцзицюань» давно присутствует в сознании каждого человека, а его пользу для здоровья оценивают во всех странах мира, о истинной его глубине и ценности известно лишь очень немногим. За последние несколько лет число последователей этой древней традиции значительно возросло. Ученые и врачи со всего мира стали проводить научные исследования тайцзицюань и назвали его самым экологичным видом спорта.

В гармонии и единстве с природой

Один из учеников Лу Чуня рассказал нам, что сейчас в столице многие офисные работники для укрепления здоровья наряду с йогой все чаще выбирают занятия тайцзи. Ритм современной жизни все ускоряется, погоня за материальными благами все так же занимает ум человека, постоянная занятость и конкуренция приносят все больше стрессов и беспокойств, вызывают различные депрессии, бессонницу и другие симптомы. Тайцзи же позволяет гармонизировать внешнее и внутреннее и благотворно влияет на нервную систему. Практика тайцзицюань не только позволяет человеку двигаться легко и свободно, но и снимает психологические напряжения от взаимодействия с внешним миром, учит расслабляться и доверяться событиям жизни, легче воспринимать проблемы и давление окружающей среды. Приспособляемость у таких людей по сравнению с остальными гораздо выше.

Тайцзицюань имеет общие корни с китайской медициной и следует тем же принципам, что и учение об инь-ян. Таким образом, несмотря на то, что тайцзицюань относят к разновидностям ушу, оно воплотило в себе идею традиционной медицины о превентивном лечении заболеваний и занимает важное место среди традиционных китайских оздоровительных практик. Общество тайцзи, которое основал Лу Чунь, привлекло многих людей с симптомами различных заболеваний, таких как бессонница, депрессия, гипертония, гиперлипидемия, запор, диабет, ожирение, гематоноз, простатит, психические расстройства и многие хронические заболевания. По его словам, «тайцзицюань не лечит болезни, оно восстанавливает баланс энергий инь и ян в организме. Когда баланс восстановлен, болезнь излечивается естественным образом. И не имеет значения, какая это болезнь – у мужчины или женщины, у старика или ребенка, – метод остается прежним, а положительный эффект будет в любом случае».

Лу Чунь утверждает, чайцзицюань воплощает философский взгляд на гармонию человека и природы. Согласно теории тайцзи, человеческое тело – это проявление «малого тайцзи», а природа – «большого тайцзи». Когда мы отправляемся практиковать на природу, в поле или лес и выполняем комплекс тайцзи в согласии с природным ритмом, естественным образом освобождается наше дыхание, раскрывается грудь и становится не важным, насколько высоко поднимаются ноги или насколько правильно выполнена форма. Мы полностью сливаемся с окружающей нас природой, объединяемся с небом, и сама собой загорается в сердце горячая любовь к жизни и забываются все тревоги. Мы погружаемся в спокойствие и безмятежность, которое лежит за пределами всех переживаний, и пребываем в хорошем расположении духа.

Практика тайцзи очищает тело и душу, а со временем делает человека более терпимым и доброжелательным к людям. Разве добро и красота не есть подлинное проявление традиционной культуры Китая? А тайцзи – это и есть проявление гармонии во всей ее красоте.

Заметки репортера:

Я слышал разные истории о том, что Лу Чунь – мастер боевых искусств высокого уровня, с радостью помогает людям, не любит афишировать себя и свои достижения, и у меня сразу возникли ассоциации с известными воинами-героями из романа Цзинь Юн, такими как Цяо Фэн, Чень Цзяло, Чжан Уцзи, Дугу Цюбай, Фэн Цин’ян и др. Мне больше всего по душе доблестный и великодушный Лин Гучун, хотя по силе он и уступает всем предыдущим. На кого же из них больше всего будет похож Лу Чунь?

Мастер, которого я встретил, не был тем исполненным героизма воином, что я себе представлял, а скорее дружелюбным и отзывчивым другом по соседству.

Лу Чунь с детства начал практиковать боевые искусства, стал учеником основателя бацзицюань господина Чжан Сюйчу, а с 17-ти лет стал изучать саньда и шуайцзяо в спортивной школе Бэйхай в Пекине под руководством основателя саньда господина Мэй Хуэйчжи. Впоследствии он продолжил изучение багуачжан у последователей этого стиля Ма Чуаньсюя и Чжан Цзюминя и туйшоу – у основателя тайцзицюань стиля У господина Ван Пэйшена. В 1985 году его принял в личные ученики знаменитый мастер боевых искусств, последователь стиля Чэнь в 18-м поколении господин Фэн Чжицян. Под его руководством Лу Чунь изучал синьи хуньюань тайцзи и стал преемником тайцзи стиля Чэнь в 19-м поколении. Он строго следовал наставлениям учителя, вынес его учение в широкие массы, но всегда бережно хранил традицию, завещанную предками. Хорошая традиция не должна быть утеряна, у каждой классической школы есть свои неоспоримые достоинства, а наша задача развивать и сохранять традицию, передавая ее следующим поколениям. Лу Чунь обучался у многих знаменитых мастеров, но все же не стал придерживаться строгих комплексов упражнений. Он осознал важные принципы о заимствовании и обращении силы, о том, как неизменностью отвечать переменам, и многие другие и достиг высокого уровня в их освоении и применении. И в этом есть великая мудрость.

У Лу Чуня есть многие замечательные качества героев легенд о великих воинах: трудолюбие, выносливость, самоотверженность, скромность, открытое сердце, отзывчивость и чувство справедливости. Сам он утверждает, что этот путь подобен плывущей против течения лодке, а стоит остановиться, как ее будет относить назад.

На самом деле, тайцзицюань как представитель культуры тайцзи давно уже вышел за рамки обычного ушу. И старания Лу Чуня за последние годы не ограничиваются только преподаванием боевого искусства – он активно пропагандирует культуру тайцзи в вузах и за рубежом, читает лекции о духе тайцзи и его пользе для здоровья. Через принципы тайцзи, такие как «высшая добродетель подобна воде», «слабое и мягкое побеждает сильное и твердое», «управление через недеяние», «дао следует естественному порядку вещей», «смиренное принятие и славы и позора» и другие он распространяет учения и теории о человеческой природе, мудрости и поведении, управлении государством и принятии своей судьбы. Для того чтобы развивать культуру тайцзи, Лу Чунь основал Общество тайцзи. Он надеется, что о тайцзи смогут узнать более широкие массы населения и что через это маленькое окошко люди со всего мира откроют для себя это сокровище и достояние китайской традиционной культуры.

Пожелаем же ему осуществить его мечту.


Переводчик: Владимир Ершов