Музыка Дао

+7(343) 239-55-22
+7(343) 239-66-91
+7(982) 652-07-09

Путь к здоровью, гармонии, радости

+7(343) 239-55-22
+7(343) 239-66-91
+7(982) 652-07-09

Путь к здоровью, гармонии, радости

Чансы гун, или наматывание шелковой нити

Чансы гун является самой важной грамматикой тайцзицюань рода Чэнь.
Чансы гун – одна из важных составляющих практики тайцзицюань стиля Чэнь –
и с точки зрения оздоровления, и с точки зрения боевого применения.

Одной из самых драгоценных жемчужин стиля Чэнь являются упражнения чансы-гун или чаньсы-цзинь – «Упражнения скручивания шелковой нити». Принцип скручивания шелковой нити положен в основу целого раздела упражнений, которые нарабатывают спиральную энергию, чансы-гун.

Если заниматься спиральным закручиванием шелковых нитей (чансы гун) после практики статических упражнений «стояние столбом» (чжань чжуань), энергия Ци направляется таким образом, что Ци обвивает по спирали мышцы, кожу, кости и суставы изнутри. Данное усилие накапливается внутри костного мозга, и в результате этого формируется цзинь (утонченная энергия) скрученной нити, посредством которой уравновешивается мягкое и жесткое в движениях тайцзицюань. «Наматывание шелковой нити» (чансы) является базовой основой, фундаментом стиля Чэнь тайцзицюань. Исходя из вышесказанного, можно заключить: чтобы достичь мастерства в тайцзицюань, нужна регулярная серьезная практика «наматывания шелковой нити».

Что необходимо соблюдать во время практики «чансы-гун»

1. Практику «чансы» нужно начинать всегда после стояния в «стойке отсутствия предела». То есть, прежде чем зародилось движение, покой должен дойти до своего предела, и тогда рождается великий предел.
2. Во время упражнений всегда нужно сохранять срединность. Центрирование заключается не только в вертикальном положении тела (вертикальность позвоночника), но и в том, что всегда сознание возвращается в центр (киноварное поле), который является центром координации всего тела, и все усилия исходят именно от центра, то есть началом всех движений является инерция, которая зарождается в центре. Внешне это смотрится как вращение поясницы, внутренне – вращение внутреннего шара тайцзи.
Хотя в основном во время практики корпус нужно держать вертикально, сохраняя ось тела, в некоторых упражнениях есть небольшие колебания оси. Но и тогда, во-первых, эти колебания уравновешиваются за счет того, что корпус находится на одной оси с задней (пустой) ногой, во-вторых, колебания не должны быть чрезмерными.
3. Движения чансы, как и любые движения в форме тайцзицюань, по сути, являются «открытием» и «закрытием». При открытии Ци пронизывает четыре конечности, т.е. Ци из центра движется к кончикам пальцев рук и подошвам, а при закрытии опять возвращается в дань-тянь.
Соответственно, Йи должно быть направлено на определенные биологически активные точки (ци хай, минь-мэнь, лао-гун, юнь цюань и т.д.)
4. Прежде чем начинать движение чансы, мы должны представить в суставах шарики, и все вращательные движения должны производиться вокруг этих шариков. Начало этим движениям и придает шар в киноварном поле, который является центральным шаром. Это похоже на систему передач, где шестеренки связаны между собой и в процессе движения вращают друг друга. Сообщает инерцию всей системе одна главная шестерня, остальные в системе передач вращаются одновременно в разных плоскостях, приводя в движение разные механизмы, передавая движение всем отдаленным уголкам всего автомобиля.
5. Движение чансы производится через последовательное подключение суставов и сочленений, которые нанизаны на единую нить как бусинки. Внутренняя инерция рождается в центре, внешняя – от поясницы проходит по спине, переходит к плечевому, локтевому суставам, затем к запястью и доходит до кончиков пальцев. По законам принципа соответствия верхние и нижние конечности соответствуют друг другу. «Плечи соответствуют бедрам, локти – коленям, кисти – ступням» – говорится в старых трактатах. Соответственно, если рука наматывает нить наружу, т. е. вращается наружу (шунь чан), то колено под этой рукой вращается наружу. Если же рука наматывает нить внутрь, и колено под ней наматывает нить внутрь (ни чан).
6. Исходя из вышесказанного, мы поняли, что есть два вида «наматывания нити». Если кисть из положения ладонью вниз поворачивает указательный палец наружу, при этом мизинец поворачивает кисть, то это будет «наружное наматывание нити» (шунь чан). Если же, наоборот, указательный палец поворачивается внутрь и при этом ведет движение большой палец, то это будет «внутреннее наматывание нити» (ни чан). Во всех движениях чансы присутствует это спиральное закручивание. Во всех круговых движениях по большой амплитуде существует это поперечное вращательное движение, которое переходит в спиральное закручивание. Это происходит за счет соединения двух траекторий: продольных и поперечных. Также постоянно центр тяжести мягко и округло смещается с одной ноги на другую по траектории восьмерки, создавая спиральное закручивание в суставах ног. Вращаются внутренние шары в бедрах, коленях, голеностопных суставах, а подошвы плотно прилегают к полу, и вес тела постоянно перетекает с одной подошвы на другую, смещаясь по траектории восьмерки. Если соблюдать все эти правила, мы начинаем ощущать каждый сустав. Не остается ни одного уголка в нашем теле без движения, все движется целостно.
7. В древнем Китае при подготовке нитей для шелковых тканей, когда вытягивали нить из кокона и наматывали, то если тянули ее слабо или неравномерно, то нить запутывалась, если сильно – нить рвалась. Поэтому надо было нить тянуть неразрывно и плавно. В упражнениях чансы все части тела должны быть расслабленными, движения плавными и неразрывными, словно вытягивает нить из кокона.
8. Взгляд во время упражнений, как и во всех упражнениях тайцзицюань, следует за движением рук, когда кисть идет на уровне глаз, включаем центральное зрение, когда рука опускается вниз, охватываем боковым зрением. Когда рука уходит назад, мы поворачиваемся поясницей и не поворачиваем голову отдельно, а целостно всем телом, и так же видим краем глаза.
9. Исходная позиция в упражнении чансы – разминка, иногда это стойка на ширине плеч (кайлибу). Но основная стойка – «стойка всадника» (мабу). Люди и подготовленные, и молодые могут принять низкую позицию мабу. Это дополнительно нагружает и укрепляет ноги. Пожилые люди и начинающие могут стоять в относительно высокой стойке чуть шире плеч.

Эффект от упражнений:
В древнем Китае чансы гун входил в раздел «секретных техник» и давался учителями только продвинутым ученикам. Польза от этих упражнений неизмерима.

1. В теле человека имеется свыше двухсот суставов и сочленений. Это в первую очередь сочленения позвоночника, суставы верхних и нижних конечностей, также фаланги пальцев рук и ног и т.д. Когда мы производим вращательные движения в суставах, это способствует выделению синовиальной жидкости в суставной сумке и является прекрасным профилактическим средством против суставных патологий, таких как остеохондроз, радикулит, ревматизм, артроз, полиартриты и т.д. Эффект еще увеличивается, когда мы свое сознание направляем последовательно на суставы и сочленения, представляя шар внутри этих суставов. Как говорится, внимание (Йи) движет энергией (Ци). При мягких последовательных движениях укрепляются связки и сухожилия, с одной стороны, и увеличивается их эластичность. Это сохраняет гибкость до самого пожилого возраста. Выдающийся натуропат Поль Брэгг говорит: «Вам столько же лет, сколько лет вашему позвоночнику». Тем более, что в практике чансы большое внимание уделяется скручивающим движениям позвоночника. Если терпеливо и регулярно заниматься этими упражнениями, можно вылечить все выше названные патологии.
2. Спиральное скручивание благоприятно и полезно для мышц с той точки зрения, что мышечная структура наложена на скелетную структуру по спирали жгутиком, и при таких движениях затрагиваются самые глубинные мышечные волокна и мышцы укрепляются изнутри. Это похоже на наматывание нити на катушку, когда самые нижние витки наматываются плотно, а расположенные поверхностно – более слабо. У большинства же людей, занимающихся накачиванием мышц подъемом тяжестей, развиваются большие поверхностные мышечные массы, а внутренние волокна, отвечающие за тонкую координацию, не развиваются. На мой взгляд, чансы гун является наиболее полезной практикой для всего опорно-двигательного аппарата. Если заниматься практикой чансы регулярно, можно изменить костно-мышечную структуру и даже костный мозг. А ведь от состояния костного мозга в огромной степени зависит состояние здоровья.
3. Последовательные упражнения при расслабленных мышцах способствуют открытию энергетических каналов, улучшает циркуляцию Ци и крови, регулируют энергетический баланс организма.
4. Если рассматривать тайцзицюань как боевое искусство, то много упражнений в арсенале тайцзицюань способствует наработке боевых навыков. Чтобы тайцзицюань стал полноценным искусством кулачного боя, надо развивать мягкость и жесткость. В тайцзи цигун есть наработка покоя и движения, полного и пустого. Также нужно учиться методу забора энергии (цай чи фа) и выбросу энергии (фали гун). Наработка выброса энергии возможна только после довольно долгой, регулярной практики чансы гун.
Чтобы научиться выбросу энергии, нужны следующие условия:
а) накопление Ци через практику стояния сваей (чжань чжуань гун);
б) развитие расслабленности и эластичности мышц через спиральное скручивание нити.
Фали гун развивает взрывную силу удара: мастер Ян Цзюньмин сравнивает удар внешних стилей ушу с ударом тяжелой палкой, а внутренних стилей, таких как Синь Йи цюань, Багуа чжань и тайцзицюань – с ударом плетки. Мы знаем, когда жокей делает взмах длинной нагайкой, слышен звук, как выстрел. Это возможно по следующим причинам. Первое: гибкая часть нагайки – сплетение кожаных полос, создает очень упругую конструкцию. Также и при занятиях чансы: мышцы рук и ног становятся эластичными, как плеть и волна, которая передается от рукоятки до самого кончика плети, усиливается в самом конце. Так, если мы представим поясницу в виде рукоятки плети, и инерция, рождаясь в пояснице, постепенно передается на кончики пальцев рук. И вначале все это делается медленно, мягко в течение довольно долгого времени, а затем выполняем это движение резко, фиксируя руку в самом конце на мгновение, формируя выброс энергии (фали).
Если регулярно заниматься чансы и фали, то удары тайцзи приобретают совершенно другой уровень. Выброс силы (фали) в первую очередь полезен для прикладных целей и для людей молодых, в которых много избыточной энергии. А пожилым людям можно практиковать большей частью чансы, а фали не делать вообще либо делать мягко, легко и в малом количестве. Следует отметить, что чансы полезен при болевых захватах тайцзи (тайцзи цинна), потому что, во-первых, болевые захваты без подготовки очень травматичны, а чансы прекрасно укрепляет связки и сухожилия, и во-вторых, от гибкости суставов зависит умение освобождаться от захватов. Долгая практика чансы делает руки, как говорят йоги, по силе и форме похожими на хобот слона.

Далее:

5. Вращение внутреннего шара в дань тяне, без которого невозможна практика чансы, очень полезна для желудочно-кишечного тракта и для всех внутренних органов. При вращении внутреннего шара в дань тяне в сознании внешним проявлением является вращение поясницы не только в вертикальной плоскости, но и во всех трех плоскостях. Такая форма упражнений массирует брюшную полость, усиливает перистальтику кишечника, способствует хорошему перевариванию пищи.
6. С одной стороны, рекомендуется заниматься чансы после стояния некоторого времени чжань чжуань, а с другой – чансы является прекрасным подготовительным комплексом перед занятиями цигун. Это происходит потому, что, во-первых, открываются все суставы и сочленения и снимаются мышечные и энергетические блоки. Во-вторых, связки и сухожилия становятся в меру разогретыми и эластичными, становится легче стоять в упражнениях чжань чжуань гун, так как не мешает скованность в мышцах. Также усиливается прохождение Ци по каналам и меридианам «цзинь-ло».
7. Если практика одиночных форм в тайцзицюань важна для познания собственной энергии, то туйшоу дает ощущение энергии партнера, с которым нужно войти в контакт. Именно эта форма является важной для боевого аспекта тайцзицюань. Так как туйшоу дает умение чувствовать любые усилия извне, развивается чувствительность, которая помогает в любых других жизненных ситуациях. И в практике туйшоу помогают те качества и навыки, которые развивает чансы гун. В туйшоу траектория движений большей частью спиралевидная, также чансы гун развивает чувствительность, эластичность мышц. Любые внезапные изменения происходят легко только при эластичных мышцах.
8. Чансы гун является самой важной грамматикой тайцзицюань рода Чэнь. Только через понимание чансы гун можно понимать формы тайцзи стиля Чэнь. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что чансы гун является одной из важных составляющих практики тайцзицюань стиля Чэнь – и с точки зрения оздоровления, и с точки зрения боевого применения.


Из книги Макена Исакова «Тайцзи нэйгун. Внутренняя наработка тайцзицюань»